25 вопросов ребёнку вместо скучного «Как дела в школе?»
25 крутых мультиков, которые стоит посмотреть с детьми
30 сайтов в помощь родителям школьника
Безопасность Детей В
Сети Internet
СОВЕТ
РОДИТЕЛЯМ
Послушайте
папы, послушайте мамы,
Доверьтесь
совету, не будьте упрямы!
Ведь это
кощунство, ведь это обман,
Когда вместо
книги - телеэкран!
И утро, и
вечер, недели подряд
Сидят ваши
дети и в ящик глядят.
Жуют, в телевизор
засунувши нос,
И их
усыпляет телегипноз.
Они не
играют, они не шалят,
Они не
похожи на прежних ребят.
Послушайте
папы, послушайте мамы,
Доверьтесь
совету, не будьте упрямы!
Выбросьте
телек, нету в нем толку,
Повесьте на
стенку книжную полку,
И по
прошествии нескольких дней
Вы не
узнаете ваших детей
—
Радостный
взгляд и смеющийся рот,
Их за собой
позовет Вальтер Скотт.
Задумчивый
Диккенс, веселый Родари,
Мудрый
Сервантес им счастье подарит.
Бэмби
проводит в сказочный лес,
Алиса
поведает массу чудес,
И
обязательно ночью приснится
Неуловимая
Синяя Птица.
Они захотят
бороздить океаны,
Летать на
Луну и в далекие страны,
Спасать от
врагов угнетенный народ,
Быть
благородным, как Дон Кихот.
Послушайте
папы, послушайте мамы,
Доверьтесь
совету, не будьте упрямы!
Выбросьте
телек, какой бы он ни был!
За это вам
дети скажут спасибо!
Роалд Дал
Оплата
пользования учебниками на 2015-2016 учебный год, кто должен платить и сколько?
Министерство Образования республики Беларусь
объявило всем родителям цены для пользователей на учебники на 2015-2016 учебный
год.
Стоимость (в бел. руб.) школьных
учебников в 2015-2016 учебном году для пользователей:
1 класс – 48 800
2 класс – 38 000
3 класс – 57 500
4 класс – 66 000
5 класс – 74 100
6 класс – 67 000
7 класс – 62 600
8 класс – 70 000
9 класс – 80 100
10 класс – 92 900
11 класс – 97 900
Если семья многодетная, то платить надо
будет за пользование учебниками родителям 50%, детям инвалидам и сиротам
учебные пособия выдаются на безвозмездной бесплатной основе.
Мы предоставляем вашему вниманию интересную беседу доктора филологических наук, Бориса Кондакова, с главным
редактором радио одного из городов России Романом Поповым о важности чтения книг в семье, о связи чтения книг с судьбой нашей
цивилизации.
Декан филологического факультета ПГНИУ Борис
Кондаков стал героем программы «Пятнашки» на радио «Эхо Перми».
Необычность этой программы в том, что тему беседы выбирает не ведущий, а гость. В итоге Борис Вадимович решил поговорить с главным редактором «Эха» Романом Поповым о гуманитарном кризисе современности.
Необычность этой программы в том, что тему беседы выбирает не ведущий, а гость. В итоге Борис Вадимович решил поговорить с главным редактором «Эха» Романом Поповым о гуманитарном кризисе современности.
- Какие сегодня темы?
- Хотелось бы поговорить о проблемах в
гуманитарном образовании.
- Таких проблем много?
- Гуманитарное образование и есть сама
проблема. Есть естественнонаучное и гуманитарное образование. В обычные периоды
они находятся в сознании человека в равновесии. В кризисные периоды одна
сторона может показаться менее важной, а вторая более важной.
- Сейчас период кризисный?
- Да, сейчас несколько кризисов наложились один
на другой. Началось это все на рубеже 80-90-х годов, когда в результате
нескольких кризисов сломался Советский союз, произошла некая революция. В то же
самое время произошла определенная научно-техническая революция, был сделан
рывок в развитии информационных технологий. Кроме того, произошли изменения в
сфере образования, что совпало с неким глобальным цивилизационным
кризисом.
- Сейчас кризисное время переживает
гуманитарное образование?
- Да. Как правило, кризисы приводят к
образованию чего-то нового. Цивилизационных кризисов на памяти человечества
было несколько. Где-то за несколько веков до нашей эры произошел кризис, когда
человечество от культуры традиций, воплощенных в мифологии, перешло к культуре
слова. Это отразилось в работах Конфуция, Сократа. Тогда центральной фигурой
культуры стал учитель, который в диалоге с учениками вырабатывал некое новое
знание. Второй такой кризис – это когда завершается античность и начинаются
средние века. Тогда происходит переворот – от культуры, воплощенной в устном
слове к культуре, воплощенной в письменности. Появляются книги. Прежде всего –
это Библия. Учитель оказывается неким толкователем книги. Книги менялись.
Сейчас эпоха книжной культуры завершается, и ее место занимает культура
экранная, воплощенная в мультимедиа. Исчезает и функция учителя.
Сложно жить в периоды, когда что-то
исчезает, а что появится взамен – еще не понятно. - Откуда предпосылки такой новой
культуры? - Культура идет от
современных технических средств, от роли интернета. Предпосылки появились с
появлением телевидения, кино. В 90-е годы произошел некий качественный
переворот, связанный со скачком технологий.
- И теперь, так как роль учителя-толкователя
книги все больше отодвигается в сторону,
глубину книги можно и не воспринимать.
Важно очень быстро сделать выводы из текста. Не это ли специфика мультимедийной
культуры? Культура выводов, быстрых суждений.
- Да. Это некое свертывание книги, схлопывание смыслов. Их воспринимают не
как сферическое пространство, а как некую плоскость, на которую все
проецируется. Также воспринимается история, когда нашими современниками
становятся Иван Грозный, Иоанн креститель, Ленин, Сталин и т.д. Одно из самых
сложных для студентов заданий – это расставить по хронологическому порядку произведения
или исторические личности. У них в голове не вертикаль, а плоскость, где все
рядом. - Отмечу в защиту нынешних
студентов, что для меня длительное время нечто подобное было с чуть более
ранним периодом истории. Расставить по порядку Тутанхамона и Аменхотепа мне
тоже сложно. - Я не говорю, что это
плохо. Это данность, с которой нужно жить и понимать. - Мы можем сейчас еще десяток признаков
гуманитарного кризиса набросать, и все это будет лишь подтверждением того, что
у гуманитарного знания кризис налицо. Что мы с ним будем делать,
как с ним жить, к чему это приведет? -
Это сказать труднее всего – к чему он нас приведет. История показывает, что в
такие кризисы появлялось что-то новое, человечество приспосабливалось. В
средние века учащиеся заучивали сотни страниц текста наизусть, чтобы уметь их
процитировать в нужный момент. Когда эта необходимость исчезла, кому-то, может,
казалось, что рушится образование. Но сформировалась другая культура. Сложно
жить в периоды, когда что-то исчезает, а что появится взамен – еще не
понятно.
- Я вспоминаю историю с вбиванием молитв
розгами и т.п. Наверняка люди, которые не знали наизусть Священное писание, в
то время считались бы безграмотными. Но за счет чего они были грамотными? За
счет того, что могли изящно работать с мыслью этого Священного писания. Можем
ли мы сказать, что сейчас, когда интернет становится нашей коллективной
памятью, где можно найти все, что угодно, необходимо развивать мозг на
толкование? Ведь сейчас этого не происходит. Нам интернет не просто память, он
нам и мыслительные процессы заменяет. -
Да, да. Общество должно вырабатывать что-то, что нейтрализует такое действие.
Выработка не сразу происходит. Изменения, которые потрясали культуру, были
связаны с изменениями образования. Образование, как правило, вырабатывает
механизмы нейтрализации тех изменений, о которых мы говорим.
- Как может реагировать система образования.
Она же наиболее косная. Она последней отреагирует на изменения, как мне
кажется. Нет?
- Система образования, действительно, отстает
от общества, но без ее изменения изменить все остальное трудно. Мы вернулись на несколько тысячелетий
назад.
- Вы уже видите какие-то первые шаги изменения
образовательной системы? Вы меняетесь сами?
- Эти изменения происходят гораздо медленнее,
чем могли бы.
- Хотя бы признаки.
- Признаки есть. Образование должно быть более
комплексным и более универсальным, с межпредметными связями. Мы должны давать
задания, которые проверяют не память, а некие мыслительные способности. Мы в
университете меняем структуру государственных экзаменов. Теперь, например, мы проверяем не знания по литературе, как раньше, а
умение интерпретировать текст, который будет дан на экзамене. То есть,
функциональные, операционные способности студентов. Такого рода изменения и
должны происходить. - Если мы говорим
о гуманитарном кризисе как о кризисе книжной учености и замене книг на
мультимедиа, мы понимаем, что вслед за отказом от книжной учености мы
отказываемся и от той тренировки мозга, которую она давала. Один из самых популярных видов
информационного сообщения в соцсетях выглядит так: это картинка, внутри
картинки текст и в тексте уже сделан вывод. На картинке, допустим, пепелище.
Текст – о зверствах военщины, а вывод касается необходимости ответных действий.
Когда вы начнете думать над текстом, вы смотрите, знакома ли вам эта
цитата, не украдена ли она, не кажется ли вам, что это уже где-то было. Если
вам знакома фотография, вы будете искать совпадение, проверять подлинность
этого сообщения, а уже потом делать выводы.
Но, большая часть молодой аудитории соцсети этого делать не будет. Для
них посыл предельно ясен. Они увидели простую картинку с простым текстом,
увидели сделанный за них простой вывод и согласились с ним. И вот тут мне
становится страшно. Мы получаем поколение людей, которые от культуры книжной, разом
отмахнув тысячелетия назад, вернулись к культуре прямых, непосредственных
эмоций. Топор в руке – культуре символ. Думаю, это более раннее,
чем средневековье. Нас бросило по спирали вниз. В этом трагедия нового
гуманитарного кризиса?
- Да, мы вернулись на несколько тысячелетий
назад. Письменность является признаком определенного уровня культуры. Сейчас мы
возвращаемся на новый этап – без письменности, когда, вроде бы, люди обладают
письменным знанием, но это некая иллюзия. Из интернета берется готовый текст
для того, чтобы подать его преподавателю, друзьям, читателям. Одно из самых
сложных заданий сегодня – создать свой текст, а не мозаичный, из блоков.
- Это при том, что я прекрасно помню времена,
когда неким пренебрежительным тоном можно было отозваться о заимствовании чужих
мыслей в свои тексты. Сейчас на это даже не смотрят. Есть ли из этой ситуации
выход? Вы говорите, что человечество его найдет, но мне кажется, что здесь
можно оказаться в тупике. - Сейчас мы
идем по этой лестнице вниз и, возможно, самого дна еще не достигли.
- Новые средние века?
- Нечто в этом
роде. - Сам термин «средние века»
появился в тот момент, когда они закончились. Люди, жившие в эпоху античности,
понятия не имели о том, куда они скатываются. Я не помню упоминаний о том, что
их мир рушился. Люди, которые жили в раннее средневековье, мыслили себя
последователями, преемниками философов эпохи античности. Лишь в эпоху
возрождения было объяснено, что это было средневековье. Однако мы знаем, можем прогнозировать свое
будущее средневековье. И у этого будущего есть свои характеристики.
-Какие?
- Мы знаем, что это будущее связано с
упрощением смыслов. Гуманитарная культура отличается от негуманитарной тем, что
любое знание является интерпретируемым. Когда разные интерпретации исчезли, и
осталась одна общая, произошло упрощение смыслов. Мы знаем, к чему это может
привести, и знаем, какие меры могут этому противодействовать.
- Мы представили темные века, которые нам
предстоят. Но мы не знаем, сколько они будут длиться. Есть какие-то
предположения?
- Как правило, в русской культуре смена
парадигм происходит на протяжении 10–15 лет. Я бы предположил, что на смену уйдет
лет 30–50 до тех пор, пока мы найдем выход из ситуации.
Возврат к диалогу учитель-ученик поможет
преодолеть кризис.
- А этот выход – он технологичный или
гуманитарный?
- Я думаю, что он в сфере отношений людей.
Когда-то мыслители создавали знания в режиме диалога. Возврат к диалогу поможет
преодолеть этот кризис. Казалось бы, вся жизнь сегодня отталкивает людей от
общения, от желания учиться на филологическом. Но мы видим, что ребята
продолжают этим интересоваться, идут учиться и значительно меняются за время
своего обучения. Они делаются носителями культуры. Наши выпускники находят себя
в самых разных сферах. Они умеют общаться, понимают явления менее однозначно,
более сложно.
- Когда мы говорили о гуманитарном кризисе,
не имели ли мы в виду кризис образования вообще, системный кризис в целом.
Говоря о гуманитарном кризисе, мы как бы противопоставляем себя техническому –
а вот у них кризиса нет. Я уверен, что поступающие на математические,
технические специальности наверняка сталкиваются с такими же проблемами.
- Я думаю – да. На то и кризис – чтобы
сказываться на всем. В образовании все связано. Просто, для выхода из этого
кризиса больше усилий надо приложить в гуманитарной сфере.
- Вы говорите, что возможным выходом будет
возвращение к диалогу учитель-ученик. Но ведь этот диалог, в первую очередь,
должен вернуться в семью. Выходить из кризиса мы можем начинать уже в семье с того же самого диалога, с прочитанных вместе книг. Интернет –
это как некое болото, которое все равно надо переходить. Надо научиться этому,
получается, еще в семье. Не кажется ли вам, что книги – некий багаж,
обязательный в каком-то определенном размере? То есть мы должны прочитать какой-то
багаж книг, чтобы потом существовать в изменяющемся мире.
- Да, конечно. Есть некий минимум. Но его
невозможно сформулировать в виде 100 книг, которые надо прочесть. Главное –
восстановить традицию общения с книгами. В ряде стран приняты специальные
программы, направленные на популяризацию книг, на возвращение их в семью. У нас
пока такой программы нет, но нам придется к этому обратиться. В XIX веке
семейное чтение было важной частью образования. Сейчас даже к нам на филологический факультет
приходят студенты, которые не понимают до 30% текста произведений Пушкина.
Например, в фразе «Ямщик сидит на облучке» понятно только слово «сидит». Это
связано с тем, о чем мы говорили.
- То есть минимум книг есть, но составить его
необходимо самостоятельно?
- В этом и сложность. Чтобы читать книгу
ребенку, необходимо любить ее самому.
- Вы из читающего поколения, я тоже. Но,
допустим, люди, которые младше лет на 5–6, получали полный спектр информации из
сети, но возможно, по инерции еще читали книги. Люди, которым сейчас лет 20, не
воспринимают книги так, как их воспринимаю я. Но именно им сейчас надо
формировать свою сотню книг. У меня она есть, и я передам ее своему ребенку.
Есть ли она у них? - Это та проблема,
которая стоит перед всеми нами. Нередко выпускники школ знают литературу по
краткому содержанию, взятому в интернете.
- На уровне государственного регулирования
такую проблему не решить. Да на таком уровне это не принесет пользы. Эта
проблема должна быть решена внутри общества. Надо сформировать моду на чтение
или она неизбежно сформируется?
- Неизбежности тут нет. Ее надо формировать
совместными усилиями.
- Это не механизм самосохранения?
- Это механизм самосохранения, но он не
обязательно присутствует в культуре.
- Если это не обязательное явление, один из
путей развития цивилизации в России ведет в тупик? - Да.
- Значит,
цивилизация может закончить свое существование.
- Да. И вести туда будут именно те факторы, о
которых мы говорили. В истории есть такие примеры. Если из поколения в поколение из одной
книги выводят один и тот же смысл – это ни к чему хорошему не приведет. - Если взять римскую культуру – очень
похожие процессы. Огромная империя становится все менее и менее требовательна к
уровню культуры и образования. Народы, населяющие империю, вдруг стали
исповедовать иные ценности. - Был
пример, когда один из императоров Китая решил, что все зло берется из книг и
повелел уничтожить все книги философов. Когда он умер, его последователи решили
книги воссоздать. Китайцы – люди послушные, они книги сожгли, но перед этим
выучили их наизусть. Поэтому удалось воссоздать их вновь в письменном виде. Так
родилась филология в Китае. Один помнил так, другой – иначе и приходилось
воссоздавать подлинный текст. В конце концов, неважно в каком виде книга.
Важно, чтобы она была понята, прочитана как носитель смыслов, которые каждое
поколение актуализирует для себя. Если из поколения в поколение из одной книги
выводят один и тот же смысл – это ни к чему хорошему не приведет. У нас есть
недавняя история Советского союза. В советской школе к Пушкину был приставлен
Белинский как единственный правильный интерпретатор, к Тургеневу – Писарев, к
Островскому – Добролюбов. А что говорил Писарев о Пушкине, советскому школьнику
знать не полагалось. Одна из причин крушения СССР – это не экономика, не
происки врагов, а упрощение, к которому мы пришли в процессе воспитания.
- Единообразие толкования привело к краху?
- Да.
- Но оно же формировало единый бэкграунд у
целой нации. Часто слышу от людей вашего поколения, что они не могут
разговаривать на языке с людьми младшего поколения.
- Одинаковые тексты могут восприниматься
по-разному. Мы знаем много писателей, бывших популярными в свое время, но со
временем они забывались. Оставались те книги, которые были многозначными, в
которых каждое поколение находило что-то свое.
- Если бы вы формировали золотую сотню книг,
по какому принципу вы начали бы, с чего, с кого, с какого возраста...?
- Прежде всего, это
русская классика XIX века – те произведения, которые отражают историю, эволюцию
сознания, эволюцию мысли. «Евгений Онеги», «Война и мир»...
- Почему именно XIX век?
- Именно тогда сформировался язык, на котором
мы сейчас говорим. Это тот период, когда сформировалась русская классика,
система ценностей. - Если брать некие
базовые основы этой культуры, то в них мы живем и сейчас. Трансформации были,
но на базе того века мы живем до сих пор.
- Основная базовая система ценностей русских писателей XX века
основывалась на том, что возникло в XIX-м.
- Вы скорее оптимистично смотрите на будущее?
- Говорили мы о вещах грустных, но я оптимист.
История России показывает, что несмотря на трудности, сила национальной
традиции помогала России выживать в самые трудные времена. -
Итак, рецепты: читаем; разговариваем друг
с другом, с детьми; учимся диалогу. ( Беседовал Роман Попов, «Эхо Перми»
Источник: ПГНИУ)
Открыть ребенку дорогу
в мир книг не просто.
Желаем Вам успеха на
этом нелегком, но радостном пути!
19 заповедей Марии Монтессори для родителей
Считается, что всего четыре педагога ХХ века совершили революцию в воспитании. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, итальянка Мария Монтессори и советский педагог Антон Макаренко.
Мария
Монтессори сформулировала краткие заповеди-напоминания для родителей. Они
просты, но если вдуматься в каждую из них — это многотомная
мудрость в нескольких словах. AdMe.ru советует хотя бы раз
в год перечитывать этот список, и тогда взаимоотношения с детьми
могут выйти на качественно новый уровень, а ребенок вырастет более
развитой и гармоничной личностью.
- Детей учит то, что их окружает.
- Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
- Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
- Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.
- Если с ребенком честны — он учится справедливости.
- Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
- Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
- Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
- Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
- Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
- Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.
- Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь.
- Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.
- Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.
- Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
- Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.
- Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске, и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.
- Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
- В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.
Правила японского воспитания
До пяти лет ребенок — бог,
до пятнадцати — раб, после пятнадцати — друг.
У японцев
можно многому научиться. Большой интерес вызывает подход жителей страны
восходящего Солнца к воспитанию детей. Он называется «икудзи»,
и это не просто совокупность педагогических методов, а целая
философия, направленная на образование и обучение новых поколений.
Единство матери и ребенка
Мам
в Японии называют «амаэ». Сложно перевести и понять глубинный смысл
этого слова. Но производный от него глагол «амаэру» означает
«баловать», «покровительствовать».
Испокон
веков воспитание детей в японской семье — обязанность женщины.
Конечно, в XXI веке нравы сильно отличаются. Если раньше представительницы
слабого пола занимались исключительно домашним хозяйством, то современные
японки учатся, работают, путешествуют.
Тем
не менее, если женщина решается на материнство, она должна полностью
посвятить себя этому. Не приветствуется выходить на работу, пока
ребенку не исполнится 3 года, оставлять малыша на попечении
бабушки и дедушки. Главная обязанность женщины — быть матерью,
а перекладывать свои обязательства на других в Японии
не принято.
Более того,
до года мать и дитя — практически единое целое. Куда бы
ни направлялась японка, чем бы ни занималась, малютка всегда
рядом — у груди или за спиной. Бэби-слинги появились
в Японии задолго до распространения на Западе, а креативные
японские дизайнеры всячески усовершенствуют их, разрабатывая специальную
верхнюю одежду с «кармашками» для детей.
«Амаэ» —
тень своего чада. Постоянный физический и духовный контакт создают
незыблемый материнский авторитет. Для японца нет ничего хуже, чем огорчить
и обидеть свою мать.
Ребенок — бог
До 5 лет,
согласно принципам икудзи, ребенок — это небожитель. Ему ничего
не запрещают, на него не кричат, его не наказывают. Для него
не существует слов «нельзя», «плохо», «опасно». Малыш свободен
в своей познавательной деятельности.
С точки
зрения европейских и американских родителей — это баловство,
потакание капризам, полное отсутствие контроля. На самом деле,
родительская власть в Японии гораздо сильнее, чем на Западе.
А все потому, что в ее основе лежат:
- личный пример;
- обращение к чувствам.
В 1994
году было проведено исследование разницы в подходах к обучению
и воспитанию в Японии и Америке. Ученый Азума Хироши просил
представительниц обеих культур собирать вместе со своим ребенком
конструктор-пирамидку. В результате наблюдения, было выявлено, что японки
сначала показывали, как выстроить конструкцию, а затем позволяли ребенку
повторить это. Если он ошибался, женщина начинала все заново.
Американки
шли другим путем. Прежде чем, начать строить они подробно объясняли малышу
алгоритм действий, и только потом, вместе с ним (!), строили.
Замеченную
разницу в педагогических методиках Азума назвал «вразумляющим» типом
родительствования. Японцы «вразумляют» своих детей не словами,
а поступками.
При этом
ребенка с самого раннего возраста учат быть внимательным
к чувствам — своим, окружающих и даже предметов. Маленького
проказника не отгоняют от горячей чашки, но если
он обжегся, «амаэ» просит у него прощения. Не забыв упомянуть,
какую боль причинил ей опрометчивый поступок ребенка.
Другой
пример: разбаловавшийся малыш ломает любимую машинку. Что сделает американка
или европейка в этом случае? Скорее всего, отберет игрушку
и прочитает нотацию о том, как много она трудилась, чтобы
купить ее. Японка не предпримет ничего. Лишь скажет: «Ты делаешь
ей больно».
Таким
образом, до 5 лет детям в Японии формально можно все. Тем самым,
в их сознании формируется образ Я-«хороший» — воспитанный
и любящий родителей.
Ребенок — раб
В пятилетнем
возрасте ребенок сталкивается с «суровой действительностью»,
он попадает под жесткие правила и ограничения, которые нельзя
не соблюдать.
Дело
в том, что испокон веков японское общество — общинное.
Природно-климатические и экономические условия заставляли людей жить
и работать рука об руку. Только взаимовыручка и самозабвенное
служение общему делу обеспечивали урожай риса, а значит, сытую жизнь. Этим
объясняются и сильнейше развитое сюдан исики (групповое сознание),
и система иэ (патриархальный семейный уклад).
Общественные
интересы — превыше всего. Человек — винтик в сложном механизме.
Если ты не нашел свое место среди людей, ты изгой.
Именно
поэтому с 5 лет детей учат быть частью группы. «Если будешь так себя
вести, над тобой будут смеяться». Для японца нет ничего страшнее социальной
отчужденности, и дети быстро привыкают жертвовать индивидуальными
эгоистическими интересами.
Воспитатель
(который, кстати, постоянно меняется) в детском саду или специальной
подготовительной школе выполняет роль не учителя, а координатора.
В арсенале его педагогических методов, к примеру, «делегирование
полномочий по надзору за поведением». Давая задания подопечным,
воспитатель разбивает их на группы, объясняя, что необходимо
не только хорошо выполнить свою часть, но и проследить
за товарищами.
Излюбленные
занятия японских малышей — командные спортивные игры, эстафеты, хоровое
пение.
Следовать
«законам стаи» помогает также привязанность к матери. Ведь если нарушать
коллективные нормы, «амаэ» сильно расстроится. Это позор не на своем,
а на ее имени.
Итак,
следующие 10 лет жизни ребенок учится быть частью микро-групп, слаженно
работать в коллективе. Так формируется его групповое сознание
и социальная ответственность.
Ребенок — равный
К 15 годам
ребенок считается практически сформировавшейся личностью. Дальше следует
недолгий этап бунтарства и самоидентификации, которые, впрочем, редко
подрывают основы, заложенные в предыдущие два периода.
Икудзи —
парадоксальная и даже странная система воспитания. По крайней мере,
в нашем, европейском, понимании. Однако она проверена веками
и помогает выращивать дисциплинированных законопослушных граждан своей
страны.
7 ошибок воспитания,
которые мешают детям добиться успеха
Эксперт
по лидерству, автор психологических бестселлеров Тим Элмор за время
своих исследований выявил типичные ошибки родителей, которые заранее
программируют в детях неуверенность и ограничивают их шансы
стать успешными в карьере и личной жизни.
AdMe.ru рекомендует всем настоящим
и будущим родителям ознакомиться со статьей Элмора, чтобы
не совершать этих промахов.
1. Мы не даем детям рисковать.
Мы живем
в современном мире, полном опасностей на каждом шагу. Лозунг
«Безопасность превыше всего» усиливает наш страх потерять детей, поэтому
мы окружаем их всеобщей заботой. Европейские психологи обнаружили:
если дети не играют на улице, если им ни разу
не пришлось упасть и ободрать коленку, то во взрослой жизни
они часто страдают фобиями.
Ребенку следует упасть несколько раз, чтобы понять, что это нормально. Подросткам следует поссориться и пережить горечь первой любви, чтобы обрести эмоциональную зрелость, без которой невозможны долгосрочные отношения.
Ребенку следует упасть несколько раз, чтобы понять, что это нормально. Подросткам следует поссориться и пережить горечь первой любви, чтобы обрести эмоциональную зрелость, без которой невозможны долгосрочные отношения.
Исключая
риск из жизни детей, взрослые порождают у них высокомерие,
заносчивость и низкую самооценку в будущем.
2. Мы слишком быстро бросаемся на помощь.
Сегодняшнее
поколение молодых людей не развило в себе некоторые умения, которые
были присущи детям 30 лет назад. Когда мы слишком скоро приходим
на помощь и чрезмерно окружаем ребенка «заботой», мы лишаем его
необходимости самому искать выход из сложных ситуаций.
Рано или поздно дети привыкают к тому, что кто-то их всегда спасает: «Если я ошибусь или не достигну цели, то взрослые исправят и разгребут последствия». Хотя в действительности мир взрослых отношений устроен совершенно иначе.
Рано или поздно дети привыкают к тому, что кто-то их всегда спасает: «Если я ошибусь или не достигну цели, то взрослые исправят и разгребут последствия». Хотя в действительности мир взрослых отношений устроен совершенно иначе.
Ваши дети
рискуют оказаться неприспособленными к взрослой жизни.
3. Мы слишком легко восторгаемся ими.
Движение
за повышение самооценки началось еще с поколения бэби-бумеров,
а в 1980-е оно пустило корни в школе. Правило «каждый участник
получает кубок» позволяет ребенку почувствовать себя особенным.
Но исследования современных психологов показывают, что такой метод
поощрения имеет непредвиденные последствия.
Через какое-то время ребенок замечает, что единственные люди, кто считает его замечательным, — это мама и папа, а остальные так не считают. И тогда ребенок начинает сомневаться в объективности своих родителей. Ему приятно получать похвалу, но он понимает, что это никак не связано с действительностью.
Через какое-то время ребенок замечает, что единственные люди, кто считает его замечательным, — это мама и папа, а остальные так не считают. И тогда ребенок начинает сомневаться в объективности своих родителей. Ему приятно получать похвалу, но он понимает, что это никак не связано с действительностью.
Со временем
такой ребенок учится жульничать, преувеличивать и лгать, чтобы избегать
неудобной реальности. Потому что он просто не приспособлен
к столкновениям со сложностями.
4. Мы позволяем чувству вины затмевать хорошее
поведение.
Ваш ребенок
не должен любить вас каждую минуту. Ему предстоит преодолеть много
неприятностей в этой жизни, но в этом может помешать
избалованность. Поэтому говорите детям «нет» и «не сейчас», чтобы они
учились бороться за свои желания и потребности. Если в семье
несколько детей, родители обычно считают несправедливым награждать одного
ребенка и оставлять обделенным другого. Но награждать всех
и всегда нереалистично. Такими действиями мы упускаем возможность
показать детям, что успех зависит от наших собственных усилий
и благих поступков.
Дважды
подумайте, прежде чем вознаграждать детей поездками в торговые центры.
Если ваши отношения основаны только на материальных стимулах, дети
не будут чувствовать ни внутренней мотивации, ни безусловной
любви.
5. Мы не делимся ошибками
из собственного прошлого.
Настанет
время, когда здоровый подросток обязательно пожелает «расправить крылья»
и набить собственные шишки. И взрослый должен разрешить ему сделать
это. Но это вовсе не означает, что мы не будем помогать
детям ориентироваться в неизвестных вещах и событиях. Поделитесь
с детьми ошибками, которые вы совершали в их возрасте,
но избегайте излишних нравоучений про курение, алкоголь и наркотики.
Дети должны быть готовы к встрече с неприятностями и уметь отвечать за последствия своих решений.
Дети должны быть готовы к встрече с неприятностями и уметь отвечать за последствия своих решений.
Расскажите им,
что вы чувствовали, когда столкнулись с похожими обстоятельствами,
чем руководствовались в поступках, какие уроки усвоили.
6. Мы путаем интеллект и одаренность
со зрелостью.
Интеллект
часто используется в качестве меры зрелости ребенка,
и в результате родители предполагают, что умный ребенок готов
к реальному миру. Это не так. Некоторые профессиональные спортсмены
и молодые звезды Голливуда, например, обладают огромным талантом,
но все же попадают в публичные скандалы.
Не считайте, что ваш ребенок талантлив во всем.
Не считайте, что ваш ребенок талантлив во всем.
Не существует
волшебного «возраста ответственности» или руководства о том, когда ребенку
пора давать какие-то конкретные свободы.
Но есть
хорошее правило — наблюдать за другими детьми такого же
возраста. Если вы замечаете, что ровесники вашего ребенка гораздо более
самостоятельны, то, возможно, вы сами сдерживаете развитие у него
независимости.
7. Мы сами не делаем того, чему учим детей.
Как
родители, мы должны моделировать ту жизнь, которую желаем для наших детей.
Сейчас именно мы — лидеры своей семьи, поэтому должны придерживаться
правды в отношениях с окружающими. Следите за своими
проступками, даже мелкими, потому что за вами наблюдают ваши дети.
Если
вы не идете в обход правил, то дети будут знать, что это
неприемлемо и для них. Покажите детям, что значит всецело
и с удовольствием помогать другим. Делайте людей и места лучше,
чем они были до вас, и ваши дети будут делать так же.
10 заповедей Януша
Корчака для родителей
Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который отказался спасти свою жизнь трижды.
В первый
раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать
в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот»
на произвол судьбы накануне страшных событий.
Во второй
раз — когда отказался бежать из варшавского гетто.
А в третий —
когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда,
отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС
и спросил:
— Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.
— А дети?
— Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.
— Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.
— Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.
— А дети?
— Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.
— Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.
Никого из очевидцев этого разговора
не осталось в живых. Как не осталось свидетелей и тому, что
Корчак по дороге в Треблинку рассказывал детям сказки, чтобы отвлечь
их от тяжелых мыслей.
Но эти
эпизоды настолько характерны для личности «старого доктора», настолько
соответствуют стилю всей его педагогической и человеческой жизни, что
не вызывает сомнений — это было именно так. Януш Корчак —
педагог, который отказался покинуть своих детей на пороге газовой камеры.
Не покинул и погиб в немецком концентрационном лагере Треблинка
вместе со своими воспитанниками — детьми из варшавского «Дома
сирот», хотя мог бы спастись.
После всего
сказанного можно больше ничего не знать о Корчаке, кроме того, что
сегодня — день его памяти. И в честь этого события AdMe.ru
остается только опубликовать 10 принципов воспитания детей,
рекомендованных этим потрясающим человеком.
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
- Не унижай!
- Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
- Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
- Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
- Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
Источник: http://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/10-zapovedej-yanusha-korchaka-dlya-roditelej-680255/ © AdMe.ru
Лучшая книга для ребенка–
это книга, прочитанная ВАМИ!
Дарите детям чудо общения с книгой!
открыть в ребенке талант читателя»
С.Я.Маршак
Как заинтересовать ребенка чтением.
Советы родителям.
·
Наслаждайтесь
чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к
удовольствию.
·
Пусть дети
видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте,
смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь
прочитанным.
·
Показывайте,
что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и
получайте в качестве подарков.
·
Пусть дети сами
выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и
т.п.).
·
На видном месте
дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг
он прочитал, и в какой срок).
·
Выделите дома
специальное место для чтения (укромный уголок с полками)
·
В доме должна
быть детская библиотечка.
·
Собирайте книги
на темы, которые вдохновят детей еще что-нибудь прочитать об этом
(например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
·
Предложите
детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен
фильм.
·
По очереди
читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами
вместо того, чтобы смотреть телевизор.
·
Поощряйте
дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
·
Разгадывайте с
детьми кроссворды и дарите их им.
·
Поощряйте
чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их
навык и уверенность в себе.
·
Чаще
спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
·
Поощряйте
чтение любых материалов периодической печати: даже комиксов, обзоров
телесериалов.
·
Детям лучше
читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них
появляется ощущение законченности и удовлетворения.
Как сделать своего ребёнка
книголюбом
Невозможно
дать ребёнку полноценное образование, не приучив его к систематическому,
разнообразному и глубокому чтению. Но многие дети встречают на этом пути
огромные трудности.Суть этих трудностей образно иллюстрирует разговор между автором и одной из учениц.
Учитель:
Женя! Почему ты не прочла повесть В. Катаева «Сын полка»?
Женя: Я
начинала, но там всё ночь и ночь...
Как
преодолеть эту «ночь», я и попытаюсь сейчас рассказать.
Прежде, чем
давать конкретные советы о том, как работать над книгой, выясним, а почему дети
не любят читать. Причин может быть очень много. В зависимости от них и ваши
действия должны быть совершенно разными.
Самая
простая причина – в семье уделяют недостаточно внимания этому виду деятельности,
а в школе неквалифицированно преподают внеклассное чтение как предмет. Стоит
сказать, что методику преподавания внеклассного чтения глубоко разработала наш
замечательный методист Наталия Николаевна Светловская. Она определила, что
самое главное в организации внеклассного чтения детей – это постоянное обучение
читательским навыкам. К этим навыкам относятся: умение выбрать книгу по силам и
по интересу, умение определить содержание книги до её прочтения, навык
пользования каталогами и справочной литературой, умение кратко или
подробно рассказать о прочитанном. При этом Н. Н. Светловская подчёркивает, что
по внеклассному чтению не может быть никакого учебника в принципе. Материалом
для работы с книгой должен служить весь доступный вашему ребёнку книжный фонд.
Что же мы
видим на практике? Вместо разнообразной читательской деятельности дети, в
лучшем случае, читают к уроку внеклассного чтения ещё один учебник –
хрестоматию типа различных «Родничков», или внеклассное чтение вовсе исключёно
как предмет. В этом случае родителям ничего не остаётся, как взять работу по
воспитанию умелого читателя на себя. Ваше огромное желание и личный
читательский опыт помогут справиться с задачей.
Как же
приучить ребёнка к систематическому чтению? Заключите с ним договор. Вы читаете
книгу вместе: он – первую страницу, мама (папа, бабушка, дедушка и пр.)
–вторую. Потом можно наоборот. Если начинать с целой страницы для малыша
тяжело, можно подобрать для него ещё меньшую «дозу». Главное, чтобы чтецы
чередовались, а книга читалась каждый день. Начать рывок в овладении чтением
лучше во время каникул, когда ребёнок не загружен в школе, и продолжать упорно
дальше.
Найдите
книгу, которая будет одинаково интересна и вам, и вашему подопечному. Это может
быть и сказка А. Милна о Винни- Пухе, и «Приключения Незнайки» Н. Носова, и
книга о Карлсоне А. Линдгрен. Тонкий юмор этих сказок не всегда доступен детям,
они лучше понимают его, читая книжку вместе со взрослыми. Хвалите ребёнка, если
он во время чтения спрашивает о значении непонятных слов. Спросите прямо, всё
ли он понял. Ведь часто мы даже не догадываемся, что совершенно понятное для
нас слово дети не знают. Проявляйте бдительность, потому что дети могут впадать
в заблуждение по поводу значения «понятных» им слов. Автору пришлось однажды
спросить, что означает слово «познатней» в басне И. А. Крылова «Мартышка и
очки». Кто такой знатный человек? Дети ответили, что это тот, кто всё знает.
Как видим, до понимания здесь очень далеко. Поэтому сами задавайте вопросы о
значении «подозрительных», с вашей точки зрения, слов. Чтение вместе с ребёнком
поможет вам не только приобщить его к книге, но и установить более близкий
контакт с ним, расширит его словарный и понятийный запас.
Однако даже
на этом простом пути родители часто допускают ошибки, которые сводят на нет все
их усилия. Примером может служить история с моей знакомой девочкой, родители
которой читали с ней вместе, но она так и не полюбила чтение. Причину она сама
определила очень точно: «Мама читает неинтересно, а папа как начнёт искать в
словаре каждое непонятное слово, так мы с ним одну страницу за час не успеваем
прочитать». Видно, что маме надо постараться читать более выразительно. Папе же
лучше самому заняться толкованием слов, чтобы ускорить чтение.
Понятно, что
одного ежедневного чтения недостаточно для воспитания умелого читателя с
широким кругом интересов, куда входят не только популярные произведения детской
литературы, но и творения классиков в стихах и прозе. Решение этой задачи
возможно, если чтение стало потребностью. Стойкая же потребность в книге
возникает тогда, когда читать интересно и радостно, а самую большую радость
приносит открытие того, что неочевидно, скрыто, а ты смог это увидеть и понять.
Как надо читать с ребёнком, чтобы чтение стало увлекательным?
Есть в русской
поэзии стихотворения, которые должен знать любой грамотный человек. Они кочуют
из одного учебника по чтению в другой, их учили наизусть ещё наши бабушки и
дедушки. Но не секрет, что у многих ребят, да и у взрослых, они вызывают скуку
и непонимание. Как преодолеть эту скуку, как помочь полюбить русскую поэзию?
Для примера
возьмём хрестоматийное стихотворение С. Есенина «Черёмуха». Уже после первого
чтения можно выяснить, что в нём поэт рисует два образа: черёмухи и ручья. Для
каждого из этих образов он подбирает свою краску: золото для черёмухи и серебро
для ручья. У черёмухи «ветки золотые», «зелень золотистая», а «ручей
серебряный». В соответствии с этим поэт подбирает и звуки, рисующие черёмуху и
ручей. В строчках о дереве это звуки[з] и[с].
Черёмуха душистая
.С весною расцвела.
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
В самом же
слове «серебряный» повторяется звук [р], и этот звук становится главным во всех
строчках, изображающих ручей. Прочтите и послушайте:
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Есенин
чередует в стихотворении образы черёмухи и ручья, он попеременно обращается то
к одному, то к другому образу, как бы играя ими. И в самом звучании
стихотворения мы тоже слышим игру звуков, смену одного главного звука другим
главным звуком. Если ваш ребёнок поймёт и увидит в стихотворении эту игру
образов и звуков, то он сделает для себя замечательное открытие, которое
возбудит его интерес и поможет полюбить поэзию.
Такими же
скучными и неинтересными, как стихи, кажутся детям различные описания, которые
встречаются в книгах. Ребята часто стремятся пропустить их или застревают на
одной странице, как в случае с ученицей, которая никак не могла преодолеть
описание ночи на первых страницах «Сына полка». А ведь часто эти строки
прекрасны и стоят на грани между поэзией и прозой. И если ребёнок умеет оценить
прелесть такого описания, значит, он стал более чутким к красоте слова
читателем.
Очень
интересна с это точки зрения миниатюра Л. Толстого «Какая бывает роса на
траве». Толстой постепенно приближается к тем предметам, которые изображает. Он
делает это так, как сделал бы современный кинооператор, сменяющий общий план
средним, а средний – крупным планом. Толстой сначала видит поля и траву, потом
– треугольные листья травы, потом – один листок этой травы. Сначала он видит
просто алмазную росу, потом – капли росы, потом – саму мохнатую и пушистую, как
бархат, поверхность листа и то, что «капли катаются по листу и не мочат его».
Можно показать в журналах фотографии, изображающие предметы общим, средним и
крупным планом, которые сделают чтение более понятным детям, и сказать, что
Толстой использует этот приём задолго до победного воцарения кино и фотографии
в нашей жизни. Такое прочтение миниатюры Толстого пробудит в детях интерес к
ней и к подобным произведениям.
Описанные
выше примеры подходят больше для занятий с младшими школьниками, но пробудить
интерес к книге и, в частности, к классике, возможно в любом возрасте. Самое
главное – это ваше желание и немного везения, которое поможет вам найти
необходимую помощь.
Многие
классические произведения, входящие в школьную программу, так «заезжены» и
затёрты традиционным преподаванием, что не вызывают ничего, кроме отвращения.
Особенно стойким оно бывает в старших классах, где к детям предъявляют
совершенно невыполнимые требования при написании сочинений. Что оригинального
может написать в сочинении рядовой школьник, прочитав «Слово о полку Игореве»?
На мой взгляд, одного прочтения этого произведения уже более чем
достаточно. Самое главное – прочесть, прочувствовать, познакомиться с эпохой,
узнать, как и кого это произведение вдохновило, и какие шедевры мировой
культуры созданы по мотивам этой книги. Поэтому читайте с детьми вступительные
статьи, предисловия к классическим произведениям, комментарии к самым известным
из них. Так, из комментария Ю. М. Лотмана к роману А. С. Пушкина «Евгений
Онегин» мы можем узнать, что Евгений Онегин родился в 1795 году, год рождения
Ленского и Татьяны Лариной – 1803, а Ольги Лариной – 1804. Там же сказано, что
прообразом Татьяны в восьмой главе романа друг Пушкина Кюхельбекер считал
самого поэта.
Не менее
интересные сведения можно почерпнуть из комментариев Е. С. Смирновой-Чикиной к
роману Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Оказывается, что само название романа было
для его современников загадочным, наводящим ужас. Что это за «мёртвые души»?
Такого сочетания слов не было в русском языке до Гоголя. Уже один этот факт,
извлечённый из комментария к роману, повысит интерес к нему. Там же сказано,
что Гоголь замыслил этот роман как очень смешную книгу. Прочтите хотя бы начало
романа вместе с вашим ребёнком, и вы увидите, сколько действительно смешных
строк там встречается. Чего стоит одно рассуждение о колесе и о том, доедет ли
оно до Москвы или до Казани, или замечание по поводу нимфы, изображённой на
картине с такими огромными грудями, «каких читатель, верно, никогда не
видывал». Перлы гоголевского юмора рассыпаны по всему роману, стоит только
прочесть его внимательно и непредвзято.
Я привела лишь
несколько примеров того, как приобщать ребёнка к чтению. Стоит сказать ещё и об
использовании собственного читательского опыта, который есть у каждого
грамотного и читающего человека. В связи с этим вспомню свои собственные первые
впечатления от встречи с классической литературой. Одно из них связано с
повестью М. Ю. Лермонтова «Тамань», которую я впервые услышала по радио, когда
мне было лет шесть. Помню ощущение тайны, которым пронизана повесть, загадочный
образ слепого мальчика, который вызвал чувство жалости и страха и непреодолимое
желание узнать, а что же произошло дальше. Можно сказать, что таинственность
есть наиболее привлекательная черта многих по-настоящему популярных и читаемых
произведений. Очень умело использовал этот приём А. П. Гайдар во многих своих
произведениях (например, «Сказка о военной тайне»). Эта сказка завораживает
читателя, так и не раскрыв секрета военной тайны. Своей загадочностью поразила
меня в детстве и повесть А. С. Пушкина «Метель», которую прочла нам на занятии
литературного кружка учительница. Эти детские впечатления помогали мне
руководить чтением моих учеников и собственной дочери. Вспомните и вы, что
вызвало у вас наибольший интерес в детстве, проведите своего ребёнка по
пройденному уже вами пути, и вы обретёте не только сына или дочь, но и друга и
единомышленника.
Теперь
коснусь собственно техники чтения. Многие дети читают медленно, допускают
множество ошибок, часто стараются не прочитать, а угадать слово. Это связано с
той гонкой за скоростью чтения, которая считается главным показателем. На самом
деле, на первом месте при чтении стоит правильность, потом сознательность и
лишь потом – беглость. Как добиться правильного чтения? Для этого между чтением
по слогам и чтением целыми словами должен быть переходный период, когда ребёнок
читает медленно нараспев, растягивая гласные. Это должно быть похоже на игру на
гармошке. Мы растягиваем слово как гармошку, стараясь не порвать его. При этом
больше всего надо тянуть ударный гласный в слове. Гласные в предлогах и союзах
также надо растягивать. Этот приём даёт возможность при произнесении гласных
увидеть и узнать следующую букву, что помогает избежать ошибок. Протяжное
чтение, естественно, само собой переходит в чтение целыми словами. При этом
вырабатывается верная интонация, которая имеет синусоидальную форму. Голос к
ударению повышается, а потом понижается. Окончательное понижение голоса должно
совпасть с концом предложения.
Вот и
всё, что можно сказать. Я, конечно, понимаю, что описанный подход к чтению с
детьми требует подготовки, но дорога к желанному успеху в том деле, о котором
мы говорим, уже давно не лежит в области, где не нужно прикладывать никаких
усилий. Здесь нужно читать, думать, пробовать, и тогда вы будете вознаграждены.
- Фэнни
Флэгг «Красный кардинал и Рождество»
Душевная и позитивная книга Фэнни Флэгг «Красный
кардинал и Рождество» - самое настоящее рождественское чтение.
Во-первых, у Фэнни Флэгг не бывает плохих историй,
недаром она считается «самой позитивной американской писательницей 20
столетия».
А во-вторых, этот роман настолько жизнеутверждающий и
светлый, что после прочтения даже у самых сердитых на жизнь, все сразу
наладится. Некоторые психологи считают книги Флэгг лечебными, столько в них
радости и мудрости жизни.
- О.
Генри «Дары волхвов»
Однажды О. Генри написал прекрасную
рождественскую новеллу, и уже более 100 лет «Дары волхвов» являются
символом настоящей любви. Для этой небольшой истории всегда должно найтись время, ведь читать ее
можно всей семьей.
Чарльз Диккенс "Рождественская песнь"
У Чарльза Диккенса, классика
английской литературы, все книги хороши. Но «Рождественская песнь» еще и
написана специально под Рождество.
Герой книги - скряга Скрудж - стал прототипом известного Скруджа Макдака из диснеевского мультика, а сама история неоднократно экранизировалась, начиная с прошлого столетия.
Даже если вы уже читали
«Рождественскую песнь», и читали не раз, то, возможно, пришло время познакомить
с ней ваших детей, потому что классика никогда не выходит из моды, а история,
рассказанная Диккенсом, учит настоящим ценностям в жизни. Кстати, о Диккенсе. У
классика был кот Вильгельм, он так и ходил с этим именем, пока не выяснилось,
что это – кошка. Совершив такое открытие, Диккенс срочно переименовал
Вильгельма в Вильгельмину.
- Кливленд
Эмори «Кот
на Рождество»
Очень добрая, очень смешная и очень
познавательная повесть о жизни котов и их хозяев. Кливленд Эмори написал книгу
после того, как на Рождество в его доме появился большой бродячий кот, которого
не удалось пристроить из питомника в добрые руки. Писатель решил, что даже коту
негоже в Рождество оставаться одному и взял к себе. Кот стал музой, а Кливленд
Эмори из простого журналиста превратился в известного писателя.
С самого
раннего детства, а это может быть в 5-6 месяцев, ребёнку нужно показывать
различные картинки, ласковым и нежным голосом описывать иллюстрации.
Таким образом, мы начинаем воспитывать читателя 21 века.
Первые песенки, потешки способствуют формированию звуков у малыша. Можно подражать крикам животных и объяснять, кто кричит; можно повторять за малышом случайно произнесённые им звуки, закрепляя этот навык.
А первые сказки помогут вашему малышу в запоминании
отдельных слов, словосочетаний, предложений. Это
оптимальный материал для развития памяти, ведь детишки понравившиеся им сказки просят читать снова и снова, как бы заново проживая то, о чём там говорится.
Чтобы из вашего малыша получился полноценный читатель 21 века, покупайте для начала небольшие по количеству страниц книжки. Ребёнок должен свободно держать её в руках. Выбирайте крупный шрифт, чтобы эта книга пригодилась для самостоятельного чтения. Книжки для начинающих должны быть хорошо иллюстрированы.
Превратите чтение в эмоциональный праздник! Не покупайте много книг сразу,
иначе они окажутся там, где лежит
большинство игрушек.
Как читать книжки?
Прочитайте сказку несколько раз, рассмотрите картинки вместе с ребёнком, задайте ему вопросы, а затем предложите ему пересказать сказку своими словами.
Используйте время на прогулке для закрепления услышанного. Обыгрывайте с ребёнком сюжет сказки. Предложите ему сочинить сказку вместе, включая в сюжет, например, самого ребёнка.
Познакомьте детей с одноимённой сказкой других авторов, других народов. К примеру, «Колобок» убегает от всех в узбекской, татарской, скандинавской, сербской сказках; а «Репку» тянут в литовских, шведских, японских сказках.
Ищите, пробуйте, экспериментируйте, и ваш малыш скажет вам только «спасибо»!
Читатель 21 века
Сергей Панчешный
Сергей Панчешный
Первые песенки, потешки способствуют формированию звуков у малыша. Можно подражать крикам животных и объяснять, кто кричит; можно повторять за малышом случайно произнесённые им звуки, закрепляя этот навык.
оптимальный материал для развития памяти, ведь детишки понравившиеся им сказки просят читать снова и снова, как бы заново проживая то, о чём там говорится.
Чтобы из вашего малыша получился полноценный читатель 21 века, покупайте для начала небольшие по количеству страниц книжки. Ребёнок должен свободно держать её в руках. Выбирайте крупный шрифт, чтобы эта книга пригодилась для самостоятельного чтения. Книжки для начинающих должны быть хорошо иллюстрированы.
большинство игрушек.
Как читать книжки?
Прочитайте сказку несколько раз, рассмотрите картинки вместе с ребёнком, задайте ему вопросы, а затем предложите ему пересказать сказку своими словами.
Используйте время на прогулке для закрепления услышанного. Обыгрывайте с ребёнком сюжет сказки. Предложите ему сочинить сказку вместе, включая в сюжет, например, самого ребёнка.
Познакомьте детей с одноимённой сказкой других авторов, других народов. К примеру, «Колобок» убегает от всех в узбекской, татарской, скандинавской, сербской сказках; а «Репку» тянут в литовских, шведских, японских сказках.
Ищите, пробуйте, экспериментируйте, и ваш малыш скажет вам только «спасибо»!
Комментариев нет:
Отправить комментарий