вторник, 6 января 2015 г.

Знакамітыя асветнікі Беларусі

Мы хотим поместить здесь интересный материал о личностях, вошедших в энциклопедический справочник “Асветнікі зямлі Беларускай”, связанных тем или иным образом с Новогрудком.
Итак: «1408 г.- Тайная сустрэча ў Навагрудку вялікага князя Вітаўта і караля Польшчы Ягайлы для абмеркавання падрыхтоўкі рашаючай бітвы з крыжакамі.» - читаем мы в книге Навагрудак: гады і падзеі / М. Гайба.

31 мая/1 июня 1434, Гродек, близ Львова), литовский великий князь в 1377-92, король Польши с 1386 как Владислав II Ягайло, родоначальник династии Ягеллонов. Ягайло, сын князя Ольгерда Гедиминовича, продолжил враждебную по отношению к Московскому княжеству политику отца: в 1380 он заключил союз с Золотой Ордой, но не успел на соединение с войском Мамая и, узнав о его поражении в Куликовской битве, отступил; при этом литовские отряды нападали на русских ратников, возвращавшихся с Дона. В Великом княжестве литовском Ягайло вел борьбу за власть со своим дядей Кейстутом, завершившуюся в 1382 пленением и убийством Кейстута, при этом он опирался на помощь Тевтонского ордена, которому в том же году передал Жемайтию (Жмудь). В 1385, по инициативе малопольских феодалов, Ягайло заключил Кревскую унию с Польшей, скрепленную 18 февраля 1386 браком с польской королевой Ядвигой, и под именем Владислава II Ягеллы был провозглашен польским королем. При этом он перешел из православия в католичество и обязался крестить литовцев. Оппозицию унии в Литве возглавил сын Кейстута Витовт — в 1392 Ягайло был вынужден передать Витовту власть в Великом княжестве литовском, а в 1401 и титул великого князя, сохранив за собой номинальный титул «верховного князя» Литвы. Во время Великой войны 1409-11 с Тевтонским орденом Ягайло проявил себя талантливым организатором, а в Грюнвальдской битве — и блестящим военачальником, однако из-за конфликта с Витовтом не смог довести войну до полной победы. В 1420 Ягайло отказался, под влиянием духовенства, от предложенной ему гуситами чешской короны и в 1424 издал Велюнский эдикт против гуситов. В конце жизни, ценой уступок для шляхты, он сумел добиться признания прав наследства за своими сыновьями от четвертой жены. 

Витовт - сын Кейстута, великий князь Литовский, во крещении православном и втором католическом - Александр, первом католическом - Виганд (1350 - 1430). Участвовал в походах отца на Москву (1368 и 1372 годов), Польшу и Пруссию. По смерти Ольгерда (1377) Витовт боролся с его наследником Ягайлом , сначала (1381 - 82) как помощник отца, а потом самостоятельно (1382 - 84). Когда, не имея средств для защиты своей власти на Литве, Ягайло задумал соединить посредством брака с Ядвигою Литву с королевством польским, Витовт примирился с ним и в качестве областного князя литовского участвовал в правительственной деятельности Ягайло (1384 - 90).По мере упрочения положения Ягайло, ставшего польским королем и введшего Литву в состав короны польской (1386), изменялось отношение его к Витовту; вопреки обещанию, он не отдал Витовту Трок. Для построенной на литовско-националистической почве оппозиции Витовта пригодные элементы нашлись без труда. В 1390 Витовт при помощи Тевтонского ордена стал отвоевывать Литву. В это же время (1390) произошло сближение Витовта с Москвою: великий князь Василий I женился на его дочери Софье . В 1392 заключен был мир; Витовт получил все наследство отца и признан был пожизненным великим князем литовским. Заняв великокняжеский стол, Витовт сразу предъявил областным князьям требование о "покоре", значительно уменьшавшее их владетельные права и подрывавшее исконную "старину". Встретив отказ, отчасти поддержанный и населением, Витовт силою уничтожил ряд крупных областных княжений, теснее сплотил отдаленные части своего государства; к нему перешли от областных князей разнообразные и разноименные доходы и свободные земли, на которых Витовт или заводил свое хозяйство, или сажал своих служилых людей. Литовское боярство было предано Витовту, потому что он основным принципом своей деятельности выставлял независимость Литвы. Значение, приобретенное литовским боярством до унии, было закреплено и развито актами и событиями, ее сопровождавшими (узаконение избирательности престола и участия боярства в избрании великого князя, уничтожение областных княжений, создание крупных административных постов). Привлекая к себе симпатии и надежды боярства и других слоев населения, Витовт образовывал сильное государство, не чуждое польских заимствований и национально не однородное, но умело спаянное единым антипольским настроением и властно направляемое из одного центра. В руках Витовта был и идейный центр русской земли - Киев, чем Витовт и пользовался, проявляя заботы о православии. Однако нахлынувшее на Литву, помимо воли Витовта, польско-католическое влияние сообщило этнографической разнице в составе населения характер национальной и политической вражды. В 1395 Витовт присоединил к Литве сравнительно слабый и территориально связанный с нею Смоленск; в 1395 - 96 удачно боролся с Рязанью; в 1397 - 98 Витовт успешно воевал с татарами; в 1398 у него просил помощи Тохтамыш . Успехи в делах внешних и укрепление внутренних сил Литвы делали непрочной зависимость Витовта от Польши. Между тем в Польше требовали полного подчинения Литвы. Когда Ядвига обратилась к Витовту за данью, он, с одобрения своих бояр, ответил отказом и заключил с орденом не только сепаратный мир, чего тот долго добивался (с 1392 Витовт помогал Ягайло в борьбе с Орденом), но и союзный договор, направленный против Польши (12 октября 1398 , на Салинском съезде), на условиях: 1) уступки ордену Жмуди, врезавшейся в его владения; 2) заключения договора с Польшею не иначе, как с общего согласия союзников, и 3) обязательства Витовта и ордена помогать друг другу в покорении первым Новгорода, вторым - Пскова. Литовские и русские бояре провозгласили Витовта королем. Однако Ягайло достиг благополучного разрешения конфликта, благодаря неудаче Витовта    в борьбе с татарами.В 1399 , при незначительной помощи ордена и Польши, Витовт организовал большой поход против татар в степь, неудачно окончившийся 12 августа того же года битвою на реке Ворскле. Не отказываясь после этого от борьбы с татарами, Витовт главное свое внимание обратил на урегулирование отношений с Польшею, где по смерти Ядвиги (1399) положение Ягайло осложнилось до возможности низложения и возвращения на Литву.
     
   Виленским актом 18 января 1401 было подтверждено соглашение 1392 Грамотами панов литовских (тогда же) и польских (11 марта) было установлено, что если Ягайло умрет раньше Витовта, то польский король не будет избран без его и его бояр ведома. Ягайло утвердил салинский договор, актом от 17 августа 1402 поясненный в пользу поляков. Строгая лояльность Витовта в его польских отношениях сама по себе создавала почву для осложнений с орденом. Недоразумения из-за беглых жмудинов и измена Витовта Свидригайла , обратившегося к ордену, привели к безрезультатной кампании 1402 - 4 годов (мир 23 мая 1404, в общем на старых основаниях). В 1401 подняли возмущение вяземские князья (неудачно) и Смоленск. Бесплодный поход на Новгород в 1401 окончился миром. В 1402 рязанцы были разбиты в попытке захватить Брянск. Движение на Восток усилилось после мира с орденом: в 1405 покорен был Смоленск, в 1406 захвачен псковский городе Коложе. Последнее повело к войне с Москвою: безрезультатные походы 1406 - 8 годов завершились миром. Усилилось влияние Витовта в Новгороде, старыми торговыми путями связанном с Литвою. Отношения с татарами после небольших колебаний установились мирные. В 1409 возобновился вопрос о беглых жмудинах. Внешне хорошие отношения (Витовт помогал ордену в жмудских, орден Витовту - в русских делах) испортились. Польша приняла сторону Литвы, и в августе началась война. 15 июля 1410 недалеко от Танненберга произошла так называемая Грюнвальденская битва, роковая для ордена. От окончательной гибели его спасла только боязнь Витовта, что усиление Польши за счет ордена пойдет во вред ему самому. Хотя отношения Витовта к Польше, установленные мирными договорами Торнским (с орденом: Жмудь отходит в пожизненное владение Ягайло и Витовта; 1411) и Любовльским (с нерешительным союзником ордена, императором Сигизмундом, 1412) - были почетные и выгодные, все же от победы над рыцарями более выиграла Польша. Витовт и его советники хотели большего. По Городельским актам (2 октября 1413) Литва из временно автономного великого княжества делается автономным навсегда; литовскому боярству предоставляются некоторые новые права (принятие литовских бояр в польские гербы, установление на польский лад должностей и польско-литовских сеймов, но все это только для католиков). Городельскими же актами были развиты привилегии шляхетства - военного класса по преимуществу. Наличные военные силы Витовта в это время подкреплялись татарами, которых он много поселил в пределах Литвы после походов 1397 - 98 годов, мало интересуясь вопросом о вере, а также зажиточными крестьянами, которым военная служба заменяла все тяготы и повинности, и мещанами привилегированных городов (при Витовте проникает в Литву магдебургское право). Недоразумения с орденом начались у Ягайло и Витовта почти сразу по заключении мира; цели их сполна достигнуты не были, а договор допускал различные толкования. Летом 1414 началась война, с перерывами дотянувшаяся до 27 сентября 1422 (мельнинский мир, по которому орден навсегда потерял Жмудь). В это же время завязываются сношения Витовта с враждебными императору Сигизмунду чешскими гуситами, предложившими ему чешскую корону. Витовт согласился и послал чехам внука Ольгерда, Сигизмунда Корибутовича , с значительным отрядом. Однако единодушный протест духовной и светских властей Европы заставил Витовта и Ягайло, в соглашении с которым он действовал, оборвать установившуюся связь с чехами (кесмаркский договор 1423). Занятый преимущественно на Западе, Витовт на Востоке действовал теперь уже менее энергично. В 1415 - 16 западно-русские епископии были отделены от общерусской митрополии; митрополитом был избран Григорий Цамблак. Разделение продолжалось до 1419 , когда Витовт примирился, по-видимому, с Фотием московским. Цамблак ездил на Констанцский собор по делу соединения церквей, но безрезультатно (1418).
      Дружественые, а с 1423 покровительственные отношения к Москве, союзный договор с Тверью (3 августа 1427), зависимость рязанского (1427) и других верхнеокских князей, мир с Новгородом (кроме несогласий 1412 - 14 годов и войны 1428) и Псковом (кроме войны 1426 - 27 годов) - характеризуют русские отношения Витовта. На татарском Востоке Витовт усердно вмешивался в нестроения и победоносно отражал набеги (особенно в 1416, 21 и 25 ). Вся правобережная степь до Черного моря признавала его власть. По заключении мельнинского мира Витовт начинает поддерживать против все усиливавшейся Польши почти совсем ослабевший орден и Сигизмунда. Навеянная последним мысль о королевской короне (и ранее мелькавшая у Витовта) отвечала старой мечте Витовта и его советников о независимости Литвы от Польши. Ягайло на Луцком съезде (начало 1429) дал согласие на коронацию Витовта, но затем, под влиянием своих панов, взял его обратно. Витовт пытался обойтись без него, но среди переговоров и приготовлений умер (27 октября 1430. Дело Витовта было непрочно: его приобретения оказались недолговечными, не порванная связь с Польшею вводила и укрепляла в Литве польско-католическое влияние, обострившее в ней национальный вопрос до степени политического; Городельская уния была нарушена самовольным избранием Свидригайла, при участии православного боярства; в результате татарской политики Витовта создалось могучее крымское ханство Гиреев , опасное для Литвы.



Цамблак
 Грыгорый (1364 - 1450)
      Рэллігійны дзеяч, пісьменік, першы мітрапаліт у Вялікім княстве Літоўскім. Нарадзіўся ў г. Вяліка-Тырнава, Балгарыя. Яго творы на царкоўнаславянскай мове адносяць да літаратурбалгарскай, сербскай, малдаўскай, румынскай, старажытнарускай і старабеларускай. Прозвішча яго таксама пішуць па-рознаму: Цамвлак, Цымівлак, Сімівлак, але часцей – Цамблак, пазначаюць і толькі манастырскае імя Грыгорый. Паходзіў са знатнага балгарскага, а дакладней аславяненага валашскага роду. Адукацыю атрымаў у Канстанцінопалі, гуманітарную падрыхтоўку – у Тырнаўскім манастыры Святой Троіцы пад кіраўніцтвам патрыярха Яўхімія. Яго светапогляд і аратарскі талент сфарміраваліся ў атмасферы грамадскага і рэлігійнага жыцця паўднёвых і ўсходніх славян канца 14 ст., якія знаходзіліся тады пад уплывам візантыйскай культуры. У час турэцкай экспансіі на Балканах вымушаны быў пакінуць радзіму (1394). Вёў прапаведніцкаю дзейнасць у манастырах Візантыі, пэўны час жыў у Сербіі (ігумен Дзечанскага манастыра), быў “прэсвітэрам вялікай царквы Малдаўскай” (у Сучаве). Упершыню беларускія землі наведаў у 1406, калі ехаў праз іх у Маскву да мітрапаліта ўсяе Русі Кіпрыяна (даводзіўся яму дзядькам, у Вільні даведаўся пра яго смерць). З 1409 ён пасяліўся ў Кіеве. Тут Ц. стварыў “Надмагільнае слова мітрапаліту Кіпрыяну”, пазнаёміўся з вялікім князем Вітаўтам, які меЎ намер стварыць у сваёй дзяржаве асобную ад Масквы праваслаўную мітраполію. Па яго прапанове ў 1414 сабор заходнерускіх праваслаўных епіскапаў вылучыў Ц. на пасаду мітрапаліта Вялікага княства Літоўскага. Для пасвячэння ў гэты сан Ц. накіраваўся ў Канстанцінопаль, але там яму было адмоўлена ў гэтым. У 1415 Ц. выбраны мітрапалітам кіеўскім. Вітаўт паўторна накіраваў пасольства ў Канстанцінопаль, але там яму было адмоўлено ў гэтым. У 1415 Ц. выбраны мітрапалітам кіеўскім. Вітаўт паўторна накіраваў пасольства ў Канстанцінопаль, але і яно было безвыніковым. Тады сабор заходнерускіх епіскапаў, нягледзячы на анафемы канстанцінопальскіх патрыярхаў і новага рускага мітрапаліта Фоція, 15.11.1415 зацвердзіў Ц. мітрапалітам кіеўскім і літоўскім. Вясной 1416, калі Кіеў спаліў хан Эдыгей, Ц. заснаваў сваю кафедру ў Вільні пры Багародзіцкай царкве, а сваёй рэзідэнцыяй зрабіў Новогародак (Навагрудак). У 1418 на чале дэлегаціі з 300 прадстаўнікоў Літоўска-Беларускай дзяржавы, Ноўгарада, Малдавіі і Вялікай Арды Цамблак прымаў удзел у Канстанцкім саборы, дзе выступіў з дзвюма прамовамі: “Прывітальнае слова папу Марціну V” і “Прывітальнае слова айцам Канстанцкага сабора”.
      Даследчыкі лічаць Цамблака аўтарам больш як 40 твораў, ЗБЕРАГЛОСЯ І ВЯДОМА КАЛЯ 26. Першыя ўрачыстыя словы напісаны ім у Візантыі і Малдавіі ў 1397-1406. У так званы літоўскі перыяд ім напісана каля 10 твораў. Гэта пераважна дыдактычна-панегірычныя, урачыстыя словы на розныя святы і асобныя выпадкі рэлігійнага жыцця. У іх ліку “Пахвальнае слова Яўфімію Тырнаўскаму”, “Надмагільнае слова святому Дзмітрыю”, палемічнае слова “Як трымаюць веру немцы”, словы на царкошныя святы (на Ушэсце, Прачыстую, Адсячэнне галавы Іаана Хрысціцеля і інш.), стыхіра “На прачыстую”. Ён займаўся таксама перапісваннем богаслужэбных кніг, прымаў удзел у складанні “Акруговай граматы” і “Апраўдальнага паслання заходнярускіх епіскапаў”. На Беларусі ён працягваў і развіваў традыцыі ўрачыстага красамоўства, закладзеныя Кірылам Тураўскім, узнімаў пытанні шырокага грамадскага значэння. Актуальнасць і глыбокая патрыятычнасць яго твораў павялічваецца, калі браць пад увагу, што ён абараняў родную веру і культуру, услаўляў нацыянальна-культурных дзеячаў ва ўмовах турэцкага нашесця і панавання над значнай часткай хрысціянскага свету татара-манголаў.
      У той час Цамблак – найбольш вядомы прадстаўнік царкоўнага красамоўства на Беларусі і Літве. Яго творы (пропаведзі, пахвальныя і палемічныя словы, павучанні, жыціі), напісаныя вобразнай мовай, насычанай метафарамі, параўнаннямі, рознымі складанымі фігурамі, карысталіся вялікай павагай ва ўсім славянскім свеце. Але Цамблак занадта наследаваў візантыйскім узорам і ў сваіх пропаведзях даходзіў да такой напышлівасці, што яны часам станавіліся цяжка зразумелымі. Гэты стыль называўся “пляценне славес”. Пропаведзі і словы Цамблака станоўча паўплывалі на развіццё тагачаснай і больш позняй беларускай аратарскай прозы, спрыялі умацаванню культурных сувязей усходніх і паўднёвых славян, пашырэнню паўднёваславянскіх уплываў на літаратуру Беларусі.
      У Маскве падзел праваслаўнай мітраполіі быў успрыняты рэзка адмоўна. Цамблака вінавацілі ў тым, што ён выступае заадно з папам рымскім, яго імя было ўключана ў артыкул пракляццяў. Большасць даследчыкаў лічаць, што Цамблак памёр у 1419. Аднак некаторыя выказваюць меркаванне, што пад уплывам пагроз і ганенняў той часткі праваслаўных епіскапаў, якія не жадалі аддзялення ад Маскоўскай мітраполіі, Цамблак пакінуў літоўска-беларускую дзяржаву каля 1420 і з`ехаў у Малдавію, дзе пражыў у манастыры да 1450.
      Яго літаратурная спадчына, пазначаная перадрэнесансавымі павевамі, захавалася ў шматлікіх рукапісных зборніках 15 – 19 ст. – “Таржэственніках”, “Жыціях святых”, “Чэццях-мінеях”, у “Саборніку” 1642. Пропаведзі і жыціі Цамблака  актыўна перапісваліся Ў беларускіх манастырах (Супрасльскім, Слуцкім, Свята-Троіцкім, Жыровіцкім, Аршанскім, Лаўрышаўскім
і інш.), былі своеасаблівым узорам для мясцовых кніжнікаў і казнадзеяў, духоўна ўзбагачалі беларускіх чытачоў. Яго спадчына адыграла важную ролю ў гісторыі беларускай літаратуры, асабліва ў перыяд жорсткай палемічнай барацьбы 16-17 ст. за захаванне нацыянальных традыцый і культуры.
                                                                                                                         І.П.Хаўратовіч.


Комментариев нет:

Отправить комментарий